Краткий обзор Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM — Октябрь 2017

Тест объектива Canon EF 24-105 f/4L IS II USM

Знакомство с объективом

Обладатели фототехники Canon давно знакомы с предыдущей версией этого объектива — Canon EF 24-105mm/4L IS USM. Это отличный универсальный объектив, резкий и с удобным диапазоном фокусных расстояний. Да, не такой светосильный, как Canon EF 24-70mm/2.8 L USM, но у него больший диапазон фокусных расстояний и есть стабилизатор. Чего скрывать: благодаря соотношению цены и возможностей Canon EF 24-105mm/4L IS USM — один из самых популярных зумов для полнокадровых камер Canon. Но прогресс не стоит на месте, и новые камеры Canon EOS 5D Mark IV, EOS 5DS и EOS 5DS R предъявляют более высокие требования к оптическим характеристикам объективов. Поэтому в последнее время в модельном ряду Canon всё чаще появляются объективы с индексом II в названии. Итак, в нашей тестовой студии новый Canon EF 24-105mm/4L IS II USM.

Конструкция

Первое, на что интересно обратить внимание — новая оптическая схема. Она состоит из 17 линз в 12 группах, содержит четыре асферических элемента, образующих пять асферических поверхностей. Сделано это для того, чтобы повысить яркость на периферии кадра, уменьшить дисторсию, обеспечить высокие показатели микроконтраста и разрешающей способности. Для уменьшения ореолов при внутренних переотражениях света линзы покрыты новым просветлением ASC — Air Sphere Coating.

По сравнению с предшественником в диафрагме новичка прибавилось лепестков — теперь их 10. Отверстие диафрагмы ещё более приблизилось к круглому, и это должно улучшить форму бликов и повысить качество боке. Что ж, проверим.

Ход колец плавный и ровный, без рывков. При некотором навыке можно даже снимать видео с зумированием, но придётся следить за фокусировкой, поскольку при этом фокус немного смещается. Кроме того, при зумировании объектив довольно ощутимо шуршит, что тоже придётся учесть при видеосъёмке. В положении зума 105 мм объектив длиннее на 4 см, чем в положении 24 мм. При фокусировке движется только шкала расстояний в прозрачном окошке, передний линзоблок не вращается, размер объектива остаётся без изменений. Если потребуется ручная доводка фокуса, выключать автофокус не обязательно.

Внешне новый Canon EF 24-105mm/4L IS II USM похож на предшественника Canon EF 24-105mm/4L IS USM. Почти такой же чёрный пластиковый корпус, хотя кольца фокусировки и зума стали чуть шире и ухватистее. Диаметр объектива не изменился — 83,5 мм, как и диаметр резьбы для светофильтров — те же 77 мм. Длина нового объектива — 118 мм, вес — 795 г, т. е. по сравнению с предшественником модель Canon EF 24-105mm/4L IS II USM стала немного длиннее и тяжелее.

Как и положено оптике такого класса, Canon EF 24-105mm/4L IS II USM надёжно защищён от дождя и пыли. Под воду с ним нырять не стоит, но дождь и снег объектив переносит спокойно.

Бленда Canon EW 83M входит в комплект объектива. Она выполнена из толстого матового пластика, имеет четырёхлепестковую форму и снабжена кнопочным фиксатором, благодаря которому крепится на объективе легко и надёжно.

Лучше стала даже передняя крышка объектива — Canon E 77II. Благодаря новой конструкции её замков, надетая бленда не помешает снять или установить крышку даже в перчатках.

Обзор зум-объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM с постоянной светосилой и мощным оптическим стабилизатором

Оглавление

Сегодня перед нами один из самых желанных стандартных зумов в пару к полнокадровой камере. Объектив L-серии ценен большим диапазоном фокусных расстояний от пейзажного до портретного с постоянной светосилой на всем диапазоне. Светосила не самая большая для профессиональных зумов, зато у объектива есть стабилизатор, компенсирующий 4 ступени экспозиции.

Как известно, дьявол кроется в деталях. Сопоставим основные технические характеристики с качеством изображения, удобством конструкции, примем во внимание стоимость объектива и сделаем выводы.

Технические характеристики

  • металлический корпус
  • постоянная светосила во всем диапазоне фокусных расстояний
  • минимальная дистанция фокусировки — 0,45 м
  • эффективный оптический стабилизатор
  • защита от пыли и влаги

Изучив таблицу, понимаем: объектив весьма интересен, по крайней мере на бумаге. Характерный для большинства профессиональных зумов у любого производителя диапазон фокусных расстояний 24—70 мм в нашем случае заметно больше: от тех же умеренно-пейзажных 24 мм до весьма портретных 105 мм, что делает объектив на ступень универсальнее. При этом кратность объектива чуть выше четырех, что позволяет все же надеяться на высокое качество изображения. Светосила не 2,8, как хотелось бы видеть на профессиональном зуме, а 4,0, но постоянная. Также объектив снабжен 4-ступенчатым стабилизатором, что в ряде сюжетов даже важнее потерянной ступени светосилы. Качество конструкции должно соответствовать L-серии. И все это по весьма умеренной для профессионального зума цене.

Конструкция, дизайн, управление

Лабораторный тест

На сайте производителя наш подопытный объектив характеризуется так: «По достоинству оцененный любителями универсальных решений, этот объектив обеспечивает потрясающее качество и улучшенную стабилизацию изображения». То, что объектив универсальный, сомнению не подлежит (универсальность ограничивают разве что вес и размер). Что касается потрясающего качества и улучшенной стабилизации — это мы проверим, сначала в лаборатории.

Фокусное расстояние — 24 мм

Давайте посмотрим, как ведет себя Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM на широкоугольном конце — при фокусном расстоянии 24 мм. Здесь (совершенно закономерно) мы видим бочкообразную дисторсию, заметную по вертикали (Dвер = −2,14) и почти незаметную по горизонтали (Dгор = −0,59).

Читать еще:  Краткий обзор GEFEST 3200-08 — Май 2016

Разрешение в центре кадра держится на очень высоком уровне от самой широкой диафрагмы f/4,0 до f/18. Разрешение на краю кадра почти не отстает от разрешения в центре, пока диафрагма широкая, но на f/14 падает ниже 0,8 линии на пиксель.

Что касается «хроматики», то она почти незаметна в центре кадра, но на краю — держится на уровне 7-8 процентов.

Недавно, тестируя широкоугольные объективы, мы обнаружили, что дисторсия отображает только общую форму искажений кадра — «бочку» или «подушку». Но при выправлении общей формы разработчики оптики идут на ухищрения, которые искажают форму прямых линий на краю кадра. На широком углу прямые линии часто становятся «змейками».

Как видите, на коротком фокусном расстоянии Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM тоже искажает вертикальные углы, но делает это почти незаметно, глаз не раздражает.

Фокусное расстояние — 50 мм

Переходим к 50 мм. На этом фокусном расстоянии дисторсия может быть выправлена полностью, но мы наблюдаем заметную «подушку» по горизонтали (Dгор = −1,02) и весьма заметную «подушку» по вертикали (Dвер = −2,16). В принципе это не очень страшно, но для «портретного» фокусного расстояния это многовато.

Зато разрешение на этом фокусном расстоянии весьма радует: оно остается на очень высоком уровне от широкой диафрагмы f/4,0 вплоть до f/16 и лишь на самых узких диафрагмах падает ниже 0,8 линии на пиксель. Причем разрешение на краю кадра почти не отстает от разрешения в центре.

Также радует «хроматика», она почти не видна ни в центре кадра, ни на краю.

Фокусное расстояние — 85 мм

Переходим к другому «портретному» фокусному расстоянию — 85 мм. «Подушка» здесь становится чуть меньше, хотя и не намного. А вот разрешение падает очень заметно: только на средней диафрагме f/6,3 — f/16 держится выше 0,8 линии на пиксель, а на краях диапазона «провисает» до 0,7 линии в центре кадра.

На краю кадра широкая диафрагма дает еще меньшее разрешение — чуть выше 0,6 линии. Здесь владельцу Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM придется держать в уме, что на широкой диафрагме и фокусном расстоянии 85 мм картинка будет мягкая, а «звенящую» резкость будет получить сложно.

«Хроматика» на этом фокусном расстоянии начинает «хромать»: в центре кадра держится на уровне 2-3 процентов, а на краю — 7-8 процентов.

Фокусное расстояние — 105 мм

Наконец, мы добрались до длинного «фокуса» 105 мм. Подушкообразная дисторсия наблюдается и здесь, причем такого же порядка, как и на фокусных расстояниях 50 и 85 мм. Величина дисторсии — примерно 2 единицы по вертикали и примерно 1 единица по горизонтали. Впрочем, не будем зацикливаться, эта дисторсия небольшая, кадр сильно не испортит, а если испортит, выправить ее довольно легко при постобработке.

Гораздо больше настораживает, что разрешение на краю кадра сильно падает. На самой широкой диафрагме — до весьма скромного значения 0,6 линии на пиксель. Разрешение в центре кадра при этом остается высоким — выше 0,8 линии на всех диафрагмах вплоть до f/20.

И, наконец, о «хроматике» на этом фокусном расстоянии мы не можем сказать ничего лестного: она держится на уровне 3-4 процентов в центре кадра и вырастает до 10-11 процентов на краю.

Стабилизатор

Последняя часть нашей лабораторной работы — определение эффективности стабилизатора (методика тестирования подробно описана в статье о Nikon D5300.

Как видите, мы зафиксировали эффективность стабилизатора на уровне чуть выше 4 ступеней EV. Поскольку погрешностью нашего метода составляет порядка 1/3 ступени, мы подтверждаем данные производителя, что эффективность стабилизатора Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM находится на уровне 4 ступеней.

Итоги лабораторных испытаний

Перед тем, как перейти к практическому тесту Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, мы подведем итоги лабораторных испытаний. Сначала поговорим о плюсах:

  • Объектив этот поистине универсальный, на коротком «фокусе» дает весьма широкий угол, на длинном — очень неплохое увеличение.
  • Он быстро и точно фокусируется даже в условиях недостаточного освещения.
  • Он обладает довольно высокой постоянной светосилой и, кроме того, оптическим стабилизатором, который может «подарить» фотографу до 4 дополнительных ступеней EV.
  • Дисторсия объектива невелика во всем диапазоне фокусных расстояний.
  • Объектив защищен от пыли и влаги.
  • На коротком и среднем фокусном расстоянии объектив выдает высокое разрешение и в центре, и на краю кадра.

Но при этом мы можем отметить минусы:

  • На длинном фокусном расстоянии (начиная с 85 мм) разрешение объектива падает: на широкой диафрагме картинка получается «мягкая».
  • Хроматические аберрации нельзя назвать высокими, но они заметны, особенно на краю кадра.
  • При этом вес и размеры объектива довольно высоки.

А общий вывод такой: хотя объектив обладает и существенными плюсами, и существенными минусами, не будем забывать, что его цена невысока для полнокадровой оптики. То есть соотношение качества и цены у Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM довольно высокое.

Практическая съемка

Диапазон фокусных расстояний объектива позволяет снимать практически любые сюжеты — от пейзажей до портретов. Но если брать за основу мысль, что специально для этих жанров приобретают все же фикс-объективы, то на долю профессионального стандартного зума приходится в первую очередь репортажная работа. Практический тест данного объектива я разбил на две части: полевые тесты в условиях путешествия в Грецию, а также проверка в деле на съемке бэкстейджа кинофильма «Счастья, здоровья!» Сарика Андреасяна. Были выбраны уличные сцены, чтобы дать больше возможностей для больших фокусных расстояний объектива.

Во время полевых тестов я постарался проверить на практике результаты лабораторных исследований, оценить значительность разного рода искажений, а также загнать объектив в нелабораторные условия, позволяющие выявить прочие его особенности.

Читать еще:  Краткий обзор Philips SHQ1400 ActionFit — Июль 2019

При всей точности, объективности и важности лабораторных тестов и при всей неточности и субъективности тестов полевых, без последних очень трудно обойтись. Параметры, выглядящие в результатах лабораторных испытаний устрашающе, на практике могут оказаться не столь существенными, в то же время неудобство использования, которое можно проверить только в реальной работе, может привести к последствиям куда более неприятным, чем, скажем, незначительное снижение резкости.

Первые впечатления от использования были очень приятными: объектив удобно лежит в руке, все органы управления легко доступны и операции с ними не вызывают дискомфорта. Никаких недостатков изображения, которые были бы заметны сразу же на экранчике Canon 5D Mark IV, мною выявлено не было. Значит, нам потребуется детальное изучение снимков на мониторе, что, согласитесь, уже хороший знак.

Любые искажения «засоряют» изображение, отвлекают от восприятия главного. Конечно, со многими проблемами объективов редакторы изображений давно научились справляться. Тем не менее, всегда приятно уже из камеры получать фотографии, не требующие лишних вмешательств. А иногда это является и необходимостью, поскольку часто встает задача иметь пригодный материал сразу после съемки.

Обзор Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

За предоставленный объектив Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic огромная благодарность Роману Томченко.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic (сокращенно – Canon 24-105/4 L) является хорошим профессиональным универсальным зум-объективом для полноформатных камер Canon EOS. Компания Canon стала первой, кто представил публике объектив с подобными параметрами. Через 5 лет и Nikon подтянулась и выпустила свой Nikon N AF-S Nikkor 24-120mm 1:4G ED VR SWM IF Aspherical Nano Crystal Coat.

Вообще, у компании Canon имеется довольно обширный модельный ряд профессиональных объективов ‘L’-серии с постоянной максимальной диафрагмой F/4 (список в порядке выхода в свет):

Canon 24-105/4 L часто идет в качестве базового (т.е. китового) объектива к некоторым фотоаппаратам Canon верхнего ценового диапазона. В таком комплекте его стоимость гораздо ниже, чем стоимость при отдельной покупке. Со временем Canon 24-105/4 L полюбился не только фотографами, но и видеографами и стал довольно популярным и успешным объективом.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Основные характеристики:

  • Пыле- и влагозащита
  • Canon SSC (Super Spectra Coating) – специальное супер спектральное просветление оптики
  • EF (Electronic Focus) – встроенная система электронной фокусировки, также этими буквами обозначаются объективы для использования на полноформатных камерах системы Canon EOS
  • L (Luxury) – объектив премиум класса
  • FTM (Full Time Manual Focusing) – постоянная ручная фокусировка
  • USM (UltraSonic Motor) – ультразвуковой мотор
  • Aspherical– асферические элементы в оптической схеме
  • Super UD (Super Ultra Low Dispersion) – наличие в оптической схеме элементов со сверхнизкой дисперсией
  • IS (Image Stabilizer) – стабилизатор изображения
  • IF (Internal Focusing) – внутренняя фокусировка

Найти точную информацию насчет того, насколько долгоживущи гибридные асферические элементы, выполненные с помощью наращивания пластика, очень сложно. Лично мне нет особой разницы, что там в середине, лишь бы оно работало хорошо и долго.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Сборка

Объектив хорошо собран и имеет пыле- и влагозащиту, как и полагается всем профессиональным объективам. Кольцо фокусировки и трансфокатора прорезинены. Корпус выполнен из пластика снаружи, с металлическим байонетом, но, скорее всего, с металлическими внутренностями. Удлиняющаяся часть оправы корпуса состоит всего из одной части. На ощупь он приятный и увесистый, его вес составляет 670 грамм, Canon 24-105/4 L использует большие светофильтры профессионального диаметра на 77 мм. В руках, по тактильным ощущениям качества сборки, данный Canon 24-105/4 L немного проигрывает старому монстру Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L USM.

Экземпляр, который был у меня на обзоре имеет одну неприятную фишку – самопроизвольное изменение фокусного расстояние под собственным весом. Когда носишь камеру на плечевом ремешке, то оправа корпуса самопроизвольно удлиняется, а когда снимаешь птичек над головой – хобот объектива самопроизвольно укорачивается. К тому же, у объектива нет фиксатора фокусного расстояния. Для профессионального объектива такое поведение выдвигающейся оправы корпуса я считаю смертным грехом! При этом, во время изменения фокусного расстояния самопроизвольный выезд хобота объектива работает как ‘гидроусилитель’ и порой ты ‘перелетаешь’ то фокусное, которое хотел установить.

Во время изменения фокусного расстояния задняя линза двигается в середине корпуса объектива подобно помпе — втягивает и выталкивает воздух. Такое поведение задней линзы называют ‘эффектом’ пылесоса, который может увеличить количество пыли, которая скапливается в фотоаппарате. Оправа корпуса со стороны задней линзы выполнена в форме ‘киношной’ бленды.

При работе с объективом меня сильно раздражали пластиковые переключатели на объективе, которые изменяют свое положение туго, а переключать их неприятно. А еще одной неприятной особенностью, с которой я столкнулся, было то, что кольцо трансфокатора чересчур близко расположено к байонету камеры. Во время изменения фокусного расстояния объектив неудобно поддерживать левой рукой, а пальцы левой руки защемляет под выступом встроенной вспышки при использовании на Canon 550D.

Некоторые пользователи жалуются, что ход кольца трансфокатора очень мал в широкоугольном диапазоне (от 24 до 50 мм), что мешает комфортно устанавливать нужное фокусное расстояние. Но лично я никакого дискомфорта от этого не ощутил.

На корпусе есть метка байонетного крепления и метка для быстрой установки бленды. Объектив использует пластиковую бленду Canon EW-83H, которая фиксируется в специальных пазах, расположенных возле передней линзы объектива и при зумировании двигается вместе с выдвигающейся оправой корпуса. Бленду можно установить в обратном направлении для транспортировки. К сожалению, мне на обзор Canon 24-105/4 L попал без бленды, у кого есть подобный объектив, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях насколько она востребована в работе.

Читать еще:  Краткий обзор BOSCH PCM 8 — Ноябрь 2019

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Стабилизатор

Объектив имеет встроенный стабилизатор изображения IS (Image Stabilizer). Заявлено, что стабилизатор может компенсировать до 3-х стопов по выдержке (можно снимать на выдержках в 8 раз короче). На деле стабилизатор работает хорошо, неподвижные объекты без особых проблем можно снимать с рук на выдержках до 1/15 секунды. Я использовал объектив на кропнутой камере, с тяжелыми полноформатными камерами пороговая выдержка должна еще увеличиться.

На корпусе есть переключатель режима работы стабилизатора ‘Stabilizer ON/OFF’. Во время включения стабилизатора слышен небольшой щелчок – это нормальное поведение для данного объектива.

Во время визирования через ОВИ с включенным стабилизатором на 105 мм фокусного расстояния картинка приятно ‘замерзает’ и не дергается.

Сам по себе стабилизатор работает достаточно тихо, но во время съемки видео с включенным стабилизатором изображения встроенный микрофон камеры записывает шум от работы стабилизатора и его может быть слышно во время воспроизведения.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Фокусировка

Canon 24-105/4 L использует ультразвуковой мотор фокусировки Canon USM (Ultrasonic) и фокусируется быстро (я бы даже сказал – очень быстро). Фокусировка достаточно тихая. На камере Canon 550D часто бывает повторная перефокусировка, но, скорее всего это связано с простенькой системой фокусировки самой камеры (детали здесь).

Canon 24-105/4 L не является парфокальным объективом – он не сохраняет фокусировку во время изменения фокусного расстояния. Чтобы это проверить, достаточно в ручном режиме фокусировки сфокусироваться на 50 мм фокусного расстояния и изменить фокусное расстояние на 70 или 105 мм, наводка на резкость при этом собьется.

Во время фокусировки передняя и задняя линзы остаются неподвижными, так как объектив использует внутреннюю фокусировку. Во время зумирования передняя линза также не вращается. Можно без проблем использовать любые светофильтры.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 45 см, при этом можно снимать макро с увеличением 1:4.3. По большому счету, надпись ‘ Macro 0.45m/1.5ft’ на объективе просто говорит про МДФ, а не про настоящую возможность макросъемки. Canon 24-105/4 L имеет окошко со шкалой расстояний в метрах и футах. Шкалы ГРИП нет, зато есть метки для работы в инфракрасном спектре. В ручном режиме фокусировки кольцо вращается на 120 градусов, при достижении крайних положений не упирается, а продолжает скользить, не влияя на фокусировку.

На корпусе объектива есть всего один переключатель, который отвечает за режим работы фокусировки – ‘AF/MF’ (автоматическая/ручная фокусировка). В режиме автоматической фокусировки ‘AF’ поддерживается постоянный ручной контроль фокусировки Canon FTM (Full Time Manual Focusing), который подразумевает, что вращать кольцо фокусировки можно в любой момент. Но, на самом деле по инструкции ручная фокусировка доступна после наведения фокуса на объект в режиме покадровой автофокусриовки (ONE SHOT AF).

Немножко про FTM в реальных условиях:

Пример: на объективе установлен режим фокусировки ‘AF’, используя возможность FTM я навожу фокусировку вручную, но как только нажимаю на кнопку спуска затвора, полунажатие на эту же кнопку заставляет камеру перефокусироваться так, как ей захочется. Если продолжить ручную фокусировку/поправку фокусировки с полунажатой кнопкой спуска, то происходит ‘драка’ за контроль над фокусировкой. Получается, что руками ты вращаешь кольцо фокусировки в одну сторону, а камера перемещает фокусировку в другую. Особенно сильно это заметно в режиме следящей фокусировки ‘AI Servo’. В режимах ‘One shot’ и ‘AI Focus’ конфликт присутствует только до того момента, пока камера сама не сфокусируется так, как того хочет, после чего кольцо фокусировки становится послушным только фотографу. Скорость фокусировки Canon 24-105/4 L очень высокая и автоматика очень быстро сбивает ту ручную фокусировку, над которой фотограф мог работать несоклько минут. Это сильно раздражает и приходится переключать объектив в режим ‘M’, тем самым уничтожая всякую пользу от режима FTM. С другой стороны – ручной контроль фокусировки всегда присутствует и как-бы само название ‘FTM’ большего ничего и не обещает.

Для сравнения, объективы Nikon, которые имеют подобную функцию, называемую M/A (приоритет ручной фокусировки), отключают автоматическую фокусировку при начале вращения кольца фокусировки. Автоматическая фокусировка снова становится приоритетной только после повторного нажатия на кнопку активации фокусировки и только, если кольцо фокусировки больше не вращается вручную. Никаких драк за контроль фокусировки между камерой и фотографом не происходит. Это очень удобно и при переходе на Canon сразу ощущается неудобство FTM.

Заставить FTM работать так, как того хотелось бы мне, можно только в том случае, если функцию активации фокусировки снять с кнопки спуска затвора и назначить на другую кнопку, и не нажимать на эту кнопку во время ручной фокусировки/поправки фокусировки. В таком случае фокусироваться вручную можно когда угодно, а при нажатии на кнопку спуска затвора не будет конфликтной ситуации между камерой и фотографом за доступ к управлению фокусом. Обычно активацию автоматической фокусировки программируют на кнопку ‘AF-ON’ (для тех камер, на которых она есть), либо на кнопку ‘*’.

Возможно, я просто придираюсь к FTM только из-за того, что подобная функция с объективами Nikon работает более логично. А также удивляет, что никто не описывает подобные конфликтные ситуации. В любом случае, работа FTM не противоречит данным из инструкции.

Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic

Диафрагма

Диафрагма объектива состоит из 8 скругленных лепестков. На закрытых диафрагмах кружочки в зоне нерезкости получаются довольно ровными, но все же грани многоугольников можно разглядеть (пример на F/8.0). 8 лепестков диафрагмы имеются и у старого Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L USM, а вот новые Canon 24-70/2.8L II и Canon 24-70/4L уже имеют по 9 лепестков диафрагмы.

Максимальная диафрагма F/4 доступна по всему диапазону фокусных расстояний. F/4 ровно на 1 стоп (2 раза) меньше, чем F/2.8. Диафрагма закрывается до F/22.

Источники:

http://prophotos.ru/reviews/18865-canon-ef-24-105-f-4l-is-ii-usm-test
http://www.ixbt.com/dp/canon-ef-24-105mm-f4l-is-ii-usm-lens-review.html
http://radojuva.com/2015/07/canon-ef-24-105-4-l-is-usm-review/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector